Богоявленский Авраамиев монастырь: погружение в древность
Восточную окраину Ростова испокон веков осеняет древняя и славная обитель. Она основана преподобным Авраамием и названа им в честь праздника Богоявления Господня. Церковное наречение и имя основателя со временем слились в единое название – Богоявленский Авраамиев монастырь.
История его основания уходит в глубокое прошлое, в те времена, когда на Руси утверждалось христианство. Русь приняла христианскую веру на исходе первого тысячелетия, датой крещения страны принято считать 988 году. Ростов – один из старейших и крупнейших древнерусских городов, крестился в 991 году.
Ростов – колыбель Православия на Русском Севере. Город, который в наши дни вновь именуется Ростов Великий, является древней церковной столицей Северо-Восточной Руси.
Ведь именно здесь более тысячи лет назад была основана церковная епархия. Ростов стал ее центром и оставался им долгие восемь столетий, до конца XVIII века. Здесь, в Ростове, была заложена первая православная церковь северо-восточных русских земель – предвестница кафедрального Успенского собора. Здесь – был основан первый монастырь – Богоявленский.
Невозможно указать точное время появления Богоявленского монастыря; и даже о времени жизни его основателя – преподобного Авраамия, ведутся споры. В широком временном диапазоне основание Авраамиевой обители принято относить к периоду XI – начала XII столетий.
Если же говорить о первом документальном подтверждении его существования, то им служит упоминание Богоявленского монастыря в Лаврентьевской летописи, которое относится к 1261 году.
Пусть у монастыря нет точной даты основания. Гораздо важнее церковная история его возникновения, ведь утверждение этой обители осенено апостольским благословением. Местная церковная традиция связывает основание Богоявленского монастыря с явлением на Ростовской земле апостола Иоанна Богослова, – святого, ставшего небесным покровителем не только этой обители, но и всего города.
Предание об этом нашло отражение в житии преподобного Авраамия. Обратимся к тексту жития в изложении святителя Димитрия Ростовского.
Авраамий, православный монах, «пылал ревностью искоренить в Ростове остатки язычества». Жители восточной окраины города молились языческим богам, поклонялись идолу Велеса. Авраамий «молил Господа Бога о даровании ему силы и благодати Святого Духа сокрушить идола».
Однажды он сподобится встречи с неким странником, который посоветовал ему направиться в далекую Византию, в Царьград, утверждая, что там, в доме апостола Иоанна Богослова, молитвы Авраамия будут услышаны. Ростовский монах поначалу устрашился дальнего пути, но странник заверил, что путь его окажется недолгим.
Так и случилось. Авраамий покинул Ростов, но недалеко ушел от города. В близких окрестностях Ростова, он встретил старца – «на лице его выражалось благоговение; он был прекрасен». Узнав от Авраамия, что он намеревается «отыскать дом Иоанна Богослова», старец вручил Авраамию свою трость и велел ударить ею идола. После этого старец стал невидим. И тогда Авраамий понял, что сам апостол и евангелист Иоанн Богослов сам вышел ему навстречу, чтобы благословить на апостольский подвиг.
Духовно укрепленный явлением апостола, «объятый страхом и радостью», Авраамий, вернулся в Ростов. Он подошел к идолу, «ударил его тростью во имя Иоанна Богослова, – и идол тотчас превратился в прах». Языческое божество было повержено силой христианской веры.
В том месте, где прежде находилось языческое капище, Авраамий, с дозволения ростовского епископа, основал церковь во имя Богоявления Господня, «поставил при ней кельи, собрал иноков, … поучал их слову Божию». Так в Ростове появился Богоявленский монастырь, в котором Авраамий стал настоятелем.
Авраамий усердно подвизался в своей обители, «прилагал труды к трудам, предаваясь посту и молитве; он был образцом для всех, отличаясь смирением».
Как говорится в его житии, «своим учением и терпением преподобный Авраамий в непродолжительное время всех неверующих привел ко Христу: крестились все от мала до велика и начали ходить на славословие Божие и на всенощное бдение. … Преподобный Авраамий укреплял сердца их в вере почитанием книжным и поучением духовным».
После кончины Авраамий был погребен в монастыре. Впоследствии Русская Церковь прославила Авраамия в лике святых. Мощи преподобного стали главной святыней Богоявленской Авраамиевой обители.
Знаменательное место, где Авраамию явился Иоанн Богослов не осталось пустым – там был основан храм в честь святого апостола. Там, в селе Богослов, и сейчас, в наши дни, стоит деревянная церковь Иоанна Богослова, воздвигнутая три столетия тому назад, в конце XVII века.