Авраамиев-Богоявленский женский монастырь

Авраамиев-Богоявленский женский монастырь

Богоявленский сорбор
Богоявленский сорбор
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом и символика эпохи Иоанна Грозного Ростов Великий и царь Иван Васильевич, который «менял профессию», связаны крепкими узами всеобщей...
Read More
Трапезный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Трапезный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Надвратный храм Николая Чудотворца
Надвратный храм Николая Чудотворца

О монастыре

 

Богоявленский Авраамиев монастырь: погружение в древность

Восточную окраину Ростова испокон веков осеняет древняя и славная обитель. Она основана преподобным Авраамием и названа им в честь праздника Богоявления Господня. Церковное наречение и имя основателя со временем слились в единое название – Богоявленский Авраамиев монастырь.

История его основания уходит в глубокое прошлое, в те времена, когда на Руси утверждалось христианство. Русь приняла христианскую веру на исходе первого тысячелетия, датой крещения страны принято считать 988 году. Ростов – один из старейших и крупнейших древнерусских городов, крестился в 991 году.

Ростов – колыбель Православия на Русском Севере. Город, который в наши дни вновь именуется Ростов Великий, является древней церковной столицей Северо-Восточной Руси.

Явление преподобному Авраамию апостола Иоанна Богослова

Ведь именно здесь более тысячи лет назад была основана церковная епархия. Ростов стал ее центром и оставался им долгие восемь столетий, до конца XVIII века. Здесь, в Ростове, была заложена первая православная церковь северо-восточных русских земель – предвестница кафедрального Успенского собора. Здесь – был основан первый монастырь – Богоявленский.

Невозможно указать точное время появления Богоявленского монастыря; и даже о времени жизни его основателя – преподобного Авраамия, ведутся споры. В широком временном диапазоне основание Авраамиевой обители принято относить к периоду XI – начала XII столетий.

Если же говорить о первом документальном подтверждении его существования, то им служит упоминание Богоявленского монастыря в Лаврентьевской летописи, которое относится к 1261 году.

Пусть у монастыря нет точной даты основания. Гораздо важнее церковная история его возникновения, ведь утверждение этой обители осенено апостольским благословением. Местная церковная традиция связывает основание Богоявленского монастыря с явлением на Ростовской земле апостола Иоанна Богослова, – святого, ставшего небесным покровителем не только этой обители, но и всего города.

Предание об этом нашло отражение в житии преподобного Авраамия. Обратимся к тексту жития в изложении святителя Димитрия Ростовского.

Авраамий, православный монах, «пылал ревностью искоренить в Ростове остатки язычества». Жители восточной окраины города молились языческим богам, поклонялись идолу Велеса. Авраамий «молил Господа Бога о даровании ему силы и благодати Святого Духа сокрушить идола».

Однажды он сподобится встречи с неким странником, который посоветовал ему направиться в далекую Византию, в Царьград, утверждая, что там, в доме апостола Иоанна Богослова, молитвы Авраамия будут услышаны. Ростовский монах поначалу устрашился дальнего пути, но странник заверил, что путь его окажется недолгим.

Так и случилось. Авраамий покинул Ростов, но недалеко ушел от города. В близких окрестностях Ростова, он встретил старца – «на лице его выражалось благоговение; он был прекрасен». Узнав от Авраамия, что он намеревается «отыскать дом Иоанна Богослова», старец вручил Авраамию свою трость и велел ударить ею идола. После этого старец стал невидим. И тогда Авраамий понял, что сам апостол и евангелист Иоанн Богослов сам вышел ему навстречу, чтобы благословить на апостольский подвиг.

Духовно укрепленный явлением апостола, «объятый страхом и радостью», Авраамий, вернулся в Ростов. Он подошел к идолу, «ударил его тростью во имя Иоанна Богослова, – и идол тотчас превратился в прах». Языческое божество было повержено силой христианской веры.

В том месте, где прежде находилось языческое капище, Авраамий, с дозволения ростовского епископа, основал церковь во имя Богоявления Господня, «поставил при ней кельи, собрал иноков, … поучал их слову Божию». Так в Ростове появился Богоявленский монастырь, в котором Авраамий стал настоятелем.

Авраамий усердно подвизался в своей обители, «прилагал труды к трудам, предаваясь посту и молитве; он был образцом для всех, отличаясь смирением».

Как говорится в его житии, «своим учением и терпением преподобный Авраамий в непродолжительное время всех неверующих привел ко Христу: крестились все от мала до велика и начали ходить на славословие Божие и на всенощное бдение. … Преподобный Авраамий укреплял сердца их в вере почитанием книжным и поучением духовным».

После кончины Авраамий был погребен в монастыре. Впоследствии Русская Церковь прославила Авраамия в лике святых. Мощи преподобного стали главной святыней Богоявленской Авраамиевой обители.

Знаменательное место, где Авраамию явился Иоанн Богослов не осталось пустым – там был основан храм в честь святого апостола. Там, в селе Богослов, и сейчас, в наши дни, стоит деревянная церковь Иоанна Богослова, воздвигнутая три столетия тому назад, в конце XVII века.